Удаленный год: как компании уходили в онлайн, справлялись с трудностями и «болтали у кулера» не выходя из дома

В марте 2020 года в обиход вошли слова «самоизоляция» и «удалёнка», в крупных городах ввели пропускной режим. Бизнесу пришлось на ходу перенастраивать все процессы. Встречи с клиентами, собеседования, брифинги и летучки переехали в онлайн так стремительно, что некоторые сотрудники даже не успели забрать из офисов ноутбуки и личные вещи. Годовщина вынужденной удаленной работы — повод порефлексировать над той уникальной ситуацией, заложниками которой мы все оказались. Мы расспросили сотрудников разных компаний о том, как они переживали переход на удалёнку, с какими сложностями сталкивались и какие уроки извлекли.

Первые дни

В самом начале локдауна руководители компаний вынуждены были принимать решения вслепую — ни у кого не было такого опыта, никто не знал, сколько времени продлится удалёнка. Виктория Рындина, сооснователь студии дизайна информации VisualMethod, вспоминает — в первые дни всем казалось, что это ненадолго:

Компания QIWI пережила переход на удаленную работу относительно безболезненно. Об этом рассказывает Мария Шевченко, заместитель генерального директора группы QIWI:

Гузель Мерцалова, менеджер проектов ICLServices, предполагает, что переход на удалёнку мог быть менее сложным у компаний, которые начали его заранее:

Удаленный год: как компании уходили в онлайн, справлялись с трудностями и «болтали у кулера» не выходя из дома

Анастасия Толкунова, менеджер по внутренним коммуникациям компании Достависта, делится историей перевода компании на удалёнку:

Марина Львова, директор по организационному развитию hh.ru, рассказывает о том, как компания оценивала эффективность сотрудников вне офиса:

Удаленный год: как компании уходили в онлайн, справлялись с трудностями и «болтали у кулера» не выходя из дома

Главные сложности

Несмотря на боевой настрой менеджерского состава и чувство сплоченности перед общей проблемой, компании сталкивались с большими сложностями. О своем опыте рассказывает Мария Шевченко, QIWI:

Анастасия Толкунова из Достависты рассказывает об интересных лайфхаках, которые, кажется, можно использовать и теперь, после снятия обязательных ограничений.

Василий Пигин, генеральный директор TTISI Россия, рассказывает о трудностях, которые удалось преодолеть:

Несмотря на то что компаниям удалось преодолеть первое сопротивление, далеко не все оценивают удаленный формат работы как позитивный опыт. Светлана Белова, генеральный директор «Системы управления идентификацией» (Торговая марка IDX), считает, что в удалёнке больше минусов, чем плюсов:

Удаленный год: как компании уходили в онлайн, справлялись с трудностями и «болтали у кулера» не выходя из дома

Новые возможности

Елена Лондарь, эксперт hh.ru, консультант Премии HR-бренд и Рейтинга работодателей России, считает, что для многих удалёнка стала поводом остановиться, выдохнуть и подумать о том, куда они идут:

Виктория Рындина, VisualMethod:

Марина Львова, директор по организационному развитию hh.ru, рассказывает о том, как удаленный, а позже — гибридный формат работы помогает сотрудникам и компании экономить ресурсы:

Удаленный год: как компании уходили в онлайн, справлялись с трудностями и «болтали у кулера» не выходя из дома

Светлана Белова, «Системы управления идентификацией»:

Василий Пигин, TTISI Россия, подтверждает:

Гузель Мерцалова, ICLServices:

Символ удалёнки

Виктория Рындина, VisualMethod:

Гузель Мерцалова, ICLServices:

Елена Лондарь, эксперт hh.ru, консультант Премии HR-бренд и Рейтинга работодателей России:

Что дальше?

По данным совместного исследования hh.ru и WeWork, 59% сотрудников, работающих удаленно, не хотели бы возвращаться к работе в офисе. 31% готов вернуться с удалёнки частично.

Удаленный год: как компании уходили в онлайн, справлялись с трудностями и «болтали у кулера» не выходя из дома

Большинство опрошенных (73%) хотели бы работать удаленно 2−3 в неделю, а оставшееся время проводить в офисе.

Удаленный год: как компании уходили в онлайн, справлялись с трудностями и «болтали у кулера» не выходя из дома

Больше всего на удалёнке страдают от отсутствия общения и совместной работы с коллегами и от того, что нет разделения рабочего и личного времени (ответы распределились поровну — 42% за каждый пункт). Также дома сотрудникам не хватает спонтанных встреч и коммуникаций с людьми и удобного, технически оборудованного рабочего места (29% и 27% соответственно).

Удаленный год: как компании уходили в онлайн, справлялись с трудностями и «болтали у кулера» не выходя из дома

Сейчас сотрудникам можно вернуться в офис, но некоторые компании собираются сохранить гибридный формат работы. Такие планы есть у Достависты: «Так как многие разъехались по своим родным городам, вряд ли мы заставим людей вернуться обратно и работать офлайн в офисе. Конечно, команды время от времени собираются вместе и работают на протяжении недели. Мы рассчитываем, что в новом офисе будут работать 100−120 человек (а всего в Достависте 210 сотрудников)».

Марина Львова, директор по организационному развитию hh.ru:

Компания QIWI рассматривает похожий формат: «Сейчас регулярно в офисе могут работать не более 30 человек, чьи функции невозможно выполнять извне: комплаенс, безопасность и др.

Василий Пигин изTTISI считает, что в некоторых сферах актуальность офиса преувеличена: «Я уверен, что вместо офиса и присмотра за работой сотрудников в нем нужно вкладываться в воспитание у сотрудников самостоятельности, навыков удаленной коммуникации и автоматизацию, там где это только возможно».

Виктория Рындина из VisualMethod согласна:

Каждая компания и каждый сотрудник извлекли из локдауна свои уроки. Компания QIWI считает, что главный из них в том, что можно справиться с любыми вызовами.

Марина Львова, директор по организационному развитию hh.ru, считает, что при принятии решений бизнесу стоит отталкиваться от желаний, потребностей и возможностей сотрудников: